Data subjects’ rights (part 1)

 

 

In the first part of our article, we will talk about the following rights of data subjects under the GDPR:

  • Right to access.

  • Right to rectification

  • Right to erasure (‘right to be forgotten’)

  • Right to restriction of processing

 

Right to access

 

According to article 15 of the Regulations, the subject must be able to use the right of access to find out what information the company has about him. Up to information about which mechanism of cross-border data transfer is used by the organization.

This means that the company is obliged to provide the subject with a copy of his personal data in human-readable form: electronic or paper.

As a rule, if the subject has applied in electronic form (via e-mail or feedback service), personal data is provided in electronic format. And, conversely, when the subject applies in paper form (for example, through a registered letter), the data is sent in paper form. However, if the data volumes are large or the copy is requested repeatedly, reasonable fees may apply.

An interesting case occurred in the British edition. The newspaper conducted an experiment: a journalist asked the company that owns the dating application Tinder, all of her personal data for the period of using the service in paper form. Bottom line: having received almost half a thousand pages, the girl was very surprised why there were so many.

The fact is that Tinder collects not only personal data from the subject’s account, but also geolocations, texts of correspondence and the history of swipes when interacting with other users.

At the same time, the right to access data should not have a negative impact on the rights and freedoms of others.

What does it mean? For example, you work for a company that has a 360-degree staff assessment system. Each of the employees, including you, is assessed according to the criteria of a colleague. It turns out that the information collected about the employee is his personal data. The report contains identifiers that can be used to draw conclusions about your professional suitability and human qualities. However, if you try to demand access to this data, nothing will work. Information about how your boss or subordinate treats you can negatively affect work relations. In principle, it is possible to take measures to anonymize the data, but this will be very difficult, since there will still be a high risk that certain words or situations will help identify the owner of the review. Moreover, the circle of people is limited by the working team, anonymization of data is practically impossible. And this is the case when the refusal to provide a copy of personal data is reasonable.

 

Right to rectification

 

According to article 16 of the Regulations, the subject has the right to demand to clarify or supplement the data available to the company about him. It is important to verify the identity of the person making the request, check the information that is changed, and ask for the purpose and reason.

Thus, if the subject’s name is Vanya Ivanov, he cannot write to the bank where he took out a loan: “Good afternoon! Please change my name and surname to Arnold Schwarzenegger. And by the way, now it is he who will pay you 150,000 euros”.

For example, a subject can clarify the data when he changed his surname, moved, made a new passport (in fact, the information should be verifiable).

 

Right to erasure (‘right to be forgotten’)

 

It is called by various names: the right to erasure or the right to be forgotten. According to Article 17 of the GDPR, the subject has the right to demand the immediate deletion of his personal data if they are no longer required for the originally specified purposes.

For example, 22-year-old Ivan recalled that 8 years ago he was an active Internet user. I registered on various gaming sites and left not the most censored comments and reviews there. Currently, Ivan does not use these services, so Ivan may request that all personal data left by him be deleted.

But, if the purposes for which the data were collected have already been fulfilled, then according to the rules of the Regulation, automatic deletion should take place.

In addition, according to Article 17 of the GDPR, the subject can revoke his consent to data processing if his data is not used for other purposes.

At the same time, if the data is processed by several processors in the interests of one controller, the subject can choose to whom to submit the request to be forgotten. He does not need to notify the entire chain of companies that collect and process his data. It is enough to send a request to any of the processors, whose responsibility will be to notify the controller.

Here’s an example when it works. The data subject lives in a Muslim country and the information that he buys pork poses a serious social risk for him. The subject applies to the company with a request to delete personal data relating to him. In this case, the risk of the subject outweighs the legitimate interest of the company that sells pork, therefore, his data is subject to undisputed deletion even though it was collected and processed completely lawfully.

The right to erasure can also be exercised in a situation where the processing is unlawful. For example, data from CCTV cameras should be stored for 6 months, after which it will be automatically erased. If the company, in violation of the law, continues to store recordings from cameras after six months, then the subject has the right to demand that the data be deleted.

Personal data is also subject to deletion if collected for the provision of information society services. Sounds complicated, doesn’t it? This is about children’s rights. In order to create a personal account on social networks, you must reach a certain age. Let’s imagine that a child actively used Facebook before reaching this age: subscribed to groups, left comments, posted personal photos. Parents have the right to request the deletion of all data about the child, and Facebook, in turn, cannot refuse, citing a legitimate interest in processing. A minor does not always give an account of all his actions: what he writes, what photos he uploads, the consequences for adult life. The right to be forgotten for children is realized without exception. Moreover, this is valid even if Vasya is already 25 (only then it is not his parents who apply, but he himself).

There are several restrictions on the right to be forgotten. The first concerns the right to freedom of expression and freedom of information. The right to be forgotten will not work in this case.

For example, a person committed a crime and was sentenced to punishment. The newspaper covered the course of the trial, told about the circumstances of the crime, mentioned the person’s name, date of birth, facts from the biography of the offender. Society has the right to know about a crime and the person who committed it. Nobody will censor the newspaper for the sake of forgetting the name of the criminal and details of the crime. If a person tries to demand the removal of his name, he will be refused.

The second limitation on the right to be forgotten is related to the state interest. For example, for the purpose of epidemiological protection of the population, the state can save medical records of patients with coronavirus. In the event of a repeated epidemic, medical institutions will be able to quickly obtain information on possible blood donors containing antibodies. Accordingly, it is impossible to demand the removal of personal data from medical records, since this is contrary to the interests of the state.

 

Right to restriction of processing

 

In this case, “restriction” is interpreted as “freezing”. The bottom line is simple: if the grounds for data processing are temporarily not relevant, the personal data already collected remains with the controller, but the controller is not entitled to take any action other than storing the data.

When might you need it? First, when the data is not accurate. For example, a bank sends its client account statements to its old address. The client asks: “Stop sending me statements until you get my address. I don’t want my former landlord to get my banking information. ”

Secondly, when the processing is illegal. For example, a client wants to take legal action, but does not want the bank to continue processing his data now. The client can say or write: “Stop processing my data, but leave it in your system so that I can use it as evidence in court.”

The controller retains the right to make a decision. In each case, it is necessary to analyze whether the requirement of the subject outweighs the legitimate interest of the company. If the rights of the subject outweigh the legitimate interest, then the processing must be stopped and the data must be temporarily frozen. Otherwise, you can refuse the subject and not freeze the collected personal data.

The course is loading, wait a few seconds

DPO
Постановка системы защиты персональных данных согласно европейским регламентам и национальным законам

Права субъектов данных (часть 1)

 

 

В первой части нашей статьи расскажем о следующих правах субъектов данных по GDPR:

  • Право на доступ.
  • Право на уточнение информации.
  • Право быть забытым.
  • Право на ограничение обработки.

 

Право на доступ

 

Согласно 15 статье Регламента субъект должен иметь возможность воспользоваться правом на доступ, чтобы узнать, какая информация о нём есть у компании. Вплоть до сведений о том, какой механизм трансграничной передачи данных используется организацией. 

Это значит, что компания обязана предоставить субъекту копию его персональных данных в человеко-читабельной форме: электронной или бумажной. 

Как правило, если субъект обратился в электронной форме (через электронную почту или сервис обратной связи), персональные данные предоставляются в электронном формате. И, наоборот, при обращении субъекта в бумажной форме (например, через заказное письмо), данные направляются в бумажном виде. При этом, если объемы данных велики или копия запрашивается повторно, может взиматься разумная плата.

Интересный кейс произошёл у британского издания. Газета провела эксперимент: журналистка запросила у компании, которая владеет приложением для знакомств Tinder, все свои персональные данные за период пользования сервисом в бумажном виде. Итог: получив почти полтысячи страниц, девушка сильно удивилась, почему так много. 

Дело в том, что Tinder собирает не только личные данные из аккаунта субъекта, но и геолокации, тексты переписок и историю свайпов при взаимодействии с другими пользователями. 

При этом, право на доступ к данным не должно оказывать негативное влияние на права и свободы других лиц.

Что это значит? Например, вы работаете в компании, где действует система оценки персонала “360 градусов”. Каждого из работников, в том числе и вас, оценивают по критериям коллеги. Получается, что собранная о сотруднике информация, — это его персональные данные. В отчете содержатся идентификаторы, по которым можно сделать выводы о вашей профессиональной пригодности и человеческих качествах. Однако, если попытаться потребовать доступ к этим данным, ничего не выйдет. Информация о том, как к вам относится начальник или подчиненный может негативно сказаться на отношениях в трудовом коллективе. В принципе, можно принять меры по анонимизации данных, но это будет очень сложно, так как всё равно останется высокий риск, что определённые слова или ситуации помогут идентифицировать владельца отзыва. Тем более, что круг людей ограничен рабочим коллективом, анонимизация данных практически невозможна. И это тот случай, когда отказ в предоставлении копии персональных данных, разумен. 

 

Право на уточнение данных

 

Согласно 16 статье Регламента субъект вправе потребовать уточнить или дополнить имеющиеся у компании данные о нём. Важно проверять личность того, кто направляет данный запрос, производить чекинг изменяемой информации и попросить указать цели и причины. 

Таким образом, если субъекта зовут Ваня Иванов, он не может написать в банк, где взял кредит: “Добрый день! Поменяйте, пожалуйста, мое имя и фамилию на Арнольд Шварценеггер. И, кстати, теперь это он будет выплачивать вам 150 000 евро”.

Например, субъект может уточнить данные, когда сменил фамилию, переехал, сделал новый паспорт (по сути, информация должна быть проверяемой).

 

Право быть забытым

 

Его называют по-разному: право на удаление данных (“right to erasure”) или право на забвение (“right to be forgotten”). Согласно 17 статье GDPR субъект вправе требовать незамедлительного удаления его персональных данных, если они более не требуются для первоначально указанных целей.

Предположим, 22-летний Иван вспомнил, что 8 лет назад он был активным пользователем интернета. Регистрировался на различных игровых сайтах и оставлял там не самые цензурные комментарии и отзывы. В настоящее время Иван не пользуется этими сервисами, поэтому Иван может требовать удалить все персональные данные, оставленные им ранее.

Но, если цели, для которых собирались данные, уже выполнены, то согласно правилам Регламента должно происходить автоматическое удаление. 

Кроме того, согласно 17 статье GDPR, субъект может отозвать свое согласие на обработку данных, если его данные не используются для других целей.  

При этом, если данные обрабатываются несколькими процессорами в интересах одного контролера, субъект может выбрать, кому предъявить требование о забвении. Ему не нужно уведомлять всю цепочку компаний, собирающих и обрабатывающих его данные. Достаточно направить запрос любому из процессоров, обязанностью которого будет оповестить контролёра. 

Приводим пример, когда это работает. Субъект данных проживает в мусульманской стране, и информация о том, что он покупает свинину, представляет для него серьезный социальный риск. Субъект обращается в компанию с требованием удалить персональные данные, относящиеся к нему. В данном случае, риск субъекта перевешивает легитимный интерес компании, которая продает свинину, поэтому его данные подлежат бесспорному удалению даже несмотря на то, что собирались и обрабатывались полностью законно.

Воспользоваться правом на удаление можно и в ситуации, когда обработка происходит незаконно. Например, данные с камер видеонаблюдения должны храниться в течение 6 месяцев, после чего автоматически стираться. Если компания, нарушая закон, продолжает хранить записи с камер после истечения полугода, значит субъект имеет право потребовать удалить данные.

Персональные данные также подлежат удалению, если собирались для предоставления услуг информационного общества. Звучит сложно, не так ли? Это касается прав детей. Для того, чтобы завести личный аккаунт в социальных сетях, необходимо достигнуть определенного возраста. Представим, что ребенок активно пользовался Facebook, не достигнув этого возраста: подписывался на группы, оставлял комментарии, выкладывал личные фото. Родители имеют право требовать удаления всех данных о ребенке, а Facebook, в свою очередь, не может отказать, ссылаясь на легитимный интерес в обработке. Несовершеннолетний не всегда отдает отчет о всех своих действиях: то, что он пишет, какие фотографии выкладывает, последствия для взрослой жизни. Право быть забытым для детей реализуется без исключений. Причем, это действует даже в случае, если Васе уже 25 (только тогда обращаются уже не родители, а он сам).

Есть несколько ограничений насчет права быть забытым. Первое касается права на свободу выражения мнения и свободу информации. Право быть забытым в этом случае работать не будет. 

Например, человек совершил преступление и был приговорен к наказанию. Газета освещала ход судебного процесса, рассказывала об обстоятельствах преступления, упоминала имя человека, дату рождения, факты из биографии преступника. Общество вправе знать о преступлении и о человеке, совершившем его. Цензурировать газету ради забвения имени преступника и деталей преступления никто не будет. Если человек попытается потребовать удаления его имени, ему откажут.

Второе ограничение по праву быть забытым связано с государственным интересом. К примеру, государство в целях эпидемиологической защиты населения может сохранять медицинские карты заболевших коронавирусом. В случае повторной эпидемии медицинские учреждения смогут оперативно получить информацию о возможных донорах крови, содержащих антитела. Соответственно, требовать удаления персональных данных из медицинских карт нельзя, поскольку это противоречит интересам государства.

Третье ограничение — экономическое. Смоделируем ситуацию. Человек заключил с компанией, предоставляющей услуги мобильной связи, договор на один год. Контракт прекратил свое действие, но за человеком остался долг в размере 50 евро за последние 2 месяца. Компания намерена взыскать образовавшуюся задолженность, поэтому имеет право не удалять данные клиента до тех пор, пока не получит причитающиеся ей деньги. Таким образом, никакие требования об удалении данных по причине истечения контракта в данном случае не сработают. 

 

Право на ограничение обработки

 

В данном случае “ограничение” трактуется, как “заморозка”. Суть проста: если основания для обработки данных временно не актуальны , уже собранные персональные данные остаются у контролера, но никаких действий, помимо хранения данных, контролёр предпринимать не вправе.

Когда это может понадобится? Во-первых, когда данные не точны. Например, банк присылает своему клиенту выписки со счетов по его старому адресу. Клиент просит: “Перестаньте присылать мне выписки, пока не уточните мой адрес. Не хочу, чтобы мой бывший домовладелец получал мою банковскую информацию”.

Во-вторых, когда обработка является незаконной. Например, клиент хочет подать в суд, но не хочет, чтобы банк продолжал обрабатывать его данные уже сейчас. Клиент может сказать или написать: “Перестаньте обрабатывать мои данные, но оставьте их у себя в системе, чтобы я мог их использовать как доказательства в суде”.

За контролером остается право принятия решения. В каждом отдельном случае необходимо анализировать, перевешивает ли требование субъекта легитимный интерес компании. Если права субъекта перевешивают легитимный интерес, то обработку нужно остановить, а данные временно заморозить. В противном случае, можно отказать субъекту и не замораживать собранные персональные данные.

А о таких правах субъекта, как право на переносимость данных, право на возражение против обработки, право не быть объектом автоматического принятия решений, право подать жалобу в надзорный орган и право на компенсацию, мы рассказали во второй части публикации. 

Расписание курсов загружается, подожди несколько секунд